Собаки Сибири

Четверг, 28.03.2024, 14:50

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | РОЛЬ ПРИНУЖДЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ СОБАКИ - Собаки Сибири | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Собаки Сибири » Теория и практика дрессировки » Методики дрессировки » РОЛЬ ПРИНУЖДЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ СОБАКИ
РОЛЬ ПРИНУЖДЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ СОБАКИ
DivaДата: Вторник, 06.11.2012, 20:01 | Сообщение # 1
Генерал-полковник
Группа: друг собак
Сообщений: 1025
Репутация: 0
Статус: Offline
РОЛЬ ПРИНУЖДЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ СОБАКИ
http://borovskyag.narod.ru/prinuz.htm
В процессе воспитания собаки владельцы используют различные стимулы для того чтобы добиться от собаки желаемого поведения. Чаще всего этими стимулами бывают лакомство и принуждение.

Большинство начинающих собаководов отдает предпочтение лакомству, забывая о том, что условные рефлексы, выработанные на лакомстве, требуют постоянного подкрепления лакомством, иначе происходит их угасание. Рано или поздно владелец решает прекратить подкармливать собаку как в цирке, и требует беспрекословного выполнения команд, повышая голос и угрожая собаке наказанием в случае неповиновения. Владелец считает, что собака прекрасно понимает, что от нее требуется, ведь эти команды собака уже не раз выпол-няла, правда за лакомство. Но в том-то и дело что от собаки требуют невозможного - выполнения, не сформировавшегося условного рефлекса, т. к. раньше рефлекторная дуга проходила через пищевой центр, а теперь она должна каким то чудом пройти через оборонительный центр. Таким образом, владелец сталкивается с необходимостью заново отрабатывать знакомые команды на новом подкреплении. Существуют также и другие " подводные камни" дрессировки служебных собак, если использовать исключительно игру или лакомство. Например, подчинение собаки своему владельцу.

Дело в том, что в ситуации, когда собака выходит из под контроля (а это случается в городских условиях довольно часто), попытка силой заставить собаку подчиниться, может привести к ответной агрессии. В то время как собака, обученная командам за принуждение, "опомнится" сразу после команды, произнесенной с угрозой в голосе.

От собак, обученных за принуждение, владелец вообще вряд ли дождется агрессии по отношению к себе, чего не скажешь о собаках, обученных за лакомство.

И еще, собака в любой момент времени реагирует на максимальный раздражитель. Никого не надо убеждать в том, что инстинкт самосохранения в любой момент времени сильнее любого условного или безусловного рефлекса. А значит, и навыки, полученные на базе пассивной оборонительной реакции, в любой момент времени могут быть сильнее большинства раздражителей, окружающих собаку.

Напомню, что в не идет речь о дрессировке собак по так называемому общему курсу дрессировки (ОКД). ОКД служит для формирования у собаки условных рефлексов на определенные звуковые и зрительные сигналы (команды), и только. ОКД не решает проблем воспитания или подчинения собаки своему владельцу, т.е. послушания в том смысле, в котором этот термин следует понимать.

Послушание, это не просто знание собакой определенных команд, выполняемых собакой на дрессировочной площадке, часто за лакомство или игру, а это возможность, не дотрагиваясь до собаки, только при помощи условных сигналов, заставить собаку сделать что-либо, что она делать не хочет, или наоборот, заставить собаку отказаться от мысли сделать что-либо, что она сделать очень хочет.

Очевидно, что реальное послушание собаки может быть достигнуто только на основе принуждения. Вероятно, есть необходимость уточнить, а что именно имеет в виду автор , когда рассуждает о принуждении , насилии, и т.д.

Принуждение при ,так называемой, механической дрессировке собак, есть физическое воздействие на собаку после подачи команды, направленное в сторону сокращения нужных групп мышц. И все. Не больше , но и не меньше!!!

То есть нельзя бить собаку по голове для того чтобы заставить ее сесть, надо всего лишь нажать на ее крестец, для того чтобы механически сократить нужные группы мышц. Всякие попытки избивать собаку за то , что она не понимает чего хочет от нее владелец не имеет к выше изложенному ни какого отношения.

Существуют любители животных, которые возражают против механического метода дрессировки. Это сторонники воспитания собаки лаской и любовью. Воспитывая не пуделей а собак служебных пород, они часто попадают в больницу, покусанные собственными любимцами. Конечно животному необходима ласка, конечно собака нуждается в нашей любви , да и заводят собак чаще всего для того, чтобы иметь верного друга, но и любовь и ласка не должны исключать справедливой требовательности и самой возможности применить , если это будет необходимо , наказание, физическое в том числе.

Если при воспитании собаки возможность применения физического воздействия исключена владелец становится бессилен в момент агрессивного или возбужденного поведения свое собственной собаки, что может создать угрозу как для окружающих, так и для самого владельца.

И последнее. Один старый собачник, как то в беседе со мной, обронил фразу, в которой заключена, по-моему, вся мудрость воспитания собак в семье. Он сказал: "Когда ты с собаками строг, то они с тобой , как дети. Но когда ты с ними как с детьми , то они с тобой строги."


 
AlexДата: Вторник, 06.11.2012, 20:01 | Сообщение # 2
Полковник
Группа: друг собак
Сообщений: 216
Репутация: 0
Статус: Offline
Целью любой дрессировки является выработка навыка у животного (собаки). Навык – это любое действие, сформированное путем многократного (а иначе нельзя) повторения, характеризуется высокой степенью освоения, отсутствием поэтапной сознательной регуляции и контроля.
Навык – это действие, которое воспроизводится быстро, безотказно, однообразно, вне зависимости от внешнего влияния.
В быту навыком принято называть какое-либо привычное действие, но в науке принято различать перцептивные навыки, обеспечивающие узнавание объекта, интеллектуальные, автоматизирующие применение способа или приема решения задач, и двигательные.
В процессе дрессировки формируются все виды навыков.




Понятие «навык» не следует сводить к понятию «условный рефлекс». Любое завершенное поведение животного (поведенческий акт) гораздо сложнее и представляет собой взаимосвязь наследуемых и приобретенных элементов поведения, взаимодействие которых контролируется и управляется интеллектуальным аппаратом животного. На скорость формирования навыка влияют: способности и темперамент животного, мотивация, особенности подкрепления, режим и условия тренировочного процесса, опыт животного по освоению других реакций и навыков.
Методика формирования навыка – способ отработки навыка – в целом или по частям, переход от одного уровня освоения к другому.
Основную роль в успешном становлении навыка играет «тренировка» (т.е. повторное выполнение) определенного упражнения. В таком случае происходит закрепление действия и его автоматизация.
Важным условием для успешности «тренировки» имеет правильное распределение упражнений во времени. Отмечено, что если одни и те же упражнения проводятся непрерывно (в течение длительного времени), результаты их из-за усталости ухудшаются. Один вид упражнений необходимо чередовать с другим.
Большое влияние на эффективность упражнений оказывает длительность перерывов между ними. При одном и том же количестве времени, затраченном на упражнение, длительные промежутки дают худшие результаты
 
AlexДата: Вторник, 06.11.2012, 20:01 | Сообщение # 3
Полковник
Группа: друг собак
Сообщений: 216
Репутация: 0
Статус: Offline
Наиболее эффективным считается следующее следующее распределение упражнений: часто повторение в начале обучения и постепенное удлинение промежутков по мере овладения навыком.
Формирование навыка имеет несколько этапов:
* конструирование навыка (знание);
* первичная автоматизация, действие выполняется с ошибками, медленно, не всегда имеет связь с командой (умение);
* дезавтоматизция (отмечается не всегда) – ухудшение выполнения действия;
* вторичная автоматизация, когда навык по всем своим признакам соответствует тому, что мы хотели сформировать.

Следует отметить, что показателями формирования навыка являются скорость и качество выполнения действия. Этапы формирования навыка:

* от знания к умению;
* от умения к навыку.

В психологической литературе этот процесс принято обозначать абривиатурой ЗУН. Знания – это первоначальный этап в овладении навком, но, как исзвестно, можно на всю жизнь остаться на этом этапе. Применительно к собаке это выглядит так: посетив дрессировочную площадку 2-3 раза, ваша собака знает, как сесть, но не садится, когда Вам это нужно, садится не всегда, или не всегда правильно садится. Это вызвано тем, что ваша собака знает, что такое «сидеть», но это действие у нее не отработано до навыка.
Умение – это такое выполнение действий, которому не свойственен высокий и устойчивый уровень воспроизведения. Примером опять может служить команда «сидеть». В таком случае собака не всегда будет выполнять команду, возможно, будет отвлекаться во время выполнения команды, т.е. умение отличается от навыка тем, чтов его основе лежит меньшее число повторений (упражнений).
Навык – это действие, доведенное до автоматизма, в основе которого лежат тысячи повторений (упражнений).
Перенос навыков – положительное влияние усвоенных навыков на освоение других действий. Перенос навыков осуществляется прежде всего тогда, когда новые действия имеют что-то общее с уже усвоенными действиями. Большой опыт, большое количество навыков способствуют более быстрому овладению новыми навыками. Наблюдается, впрочем, и отрицательное влияние навыков, приобретенных ранее, на усвоение новых навыков. Такое взаимодействие навыков называется их интерференцией. Существует два варианта интерференции навыков:

* ассоциативное торможение – происходит тогда, когда при выполнении какого-либо действия заменяют ранее усвоенный способ его выполнения новым;
* возможны случаи, когда старый навык оказывает отрицательное влияние на поведение животного уже после овладения им нового навыка. В таких случаях возникают либо временные задержки в применении нового навыка, либо животное предпочитает воспроизвести старое, «стереотипное», действие.

Средством устранения и предупреждения интерференции навыков является противопоставление и разграничение старых и новых способов действий.
Одной из характеристик навыка является его тенденция к дезавтоматизации. т.е., если животное в течение продолжительного времени при воспроизведении навыка не получает того, ради чего оно освоила его, навык затухает.
Подобное (дезавтомаизация навыка) происхдит также, если он (навык) долгое время не воспроизводится по нашей команде (т.е. не тренируется).
 
КиносДата: Вторник, 06.11.2012, 20:20 | Сообщение # 4
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 862
Репутация: -1
Статус: Offline
Условные рефлексы отличаются от безусловных многообразием и непостоянством. Поэтому нет четкого разделения условных рефлексов и их определенной классификации. Исходя из потребностей теории и практики дрессировки собак, выделяют основные виды и разновидности условных рефлексов.

Натуральные условные рефлексы образуются на постоянные естественные свойства и качества безусловного раздражителя. Например, у собаки на вид, запах, и вкус пищи образуются натуральные условные рефлексы.

Они могут образовываться на внешний вид, голос, запах, определенные действия дрессировщика и его помощника, на дрессировочный костюм, плащ, апортировочный предмет, прут, хлыст, палку и другие предметы, применяемые при дрессировке собак, а также на окружающую обстановку и условия, в которых дрессируется собака.

Эти рефлексы легко и быстро образуются и длительно сохраняются при отсутствии последующих подкреплений. Например, достаточно собаке 1–2 раза нанести болевые раздражения поводком, и она будет бояться лишь одного вида поводка. Большинство натуральных условных рефлексов у собак используется как основа для выработки других условных рефлексов, необходимых на службе.

Искусственные условные рефлексы
. В отличие от натуральных образуются на посторонние раздражители, не обладающие естественными признаками безусловного раздражителя, но совпадающие во времени с его действием.

Так, при дрессировке на звуковые сигналы — команды, звонок, свисток, зуммер, зрительные жесты, зажигание лампочки, а также на запаховые и другие раздражители у собак непрерывно и в большом количестве образуются искусственные условные рефлексы. Они имеют важное сигнально-упредительное и приспособительное значение к непрерывно меняющимся условиям окружающей среды.

Отличительная особенность всех искусственных условных рефлексов — замедленное образование при большом количестве сочетаний. Кроме того, они легко затормаживаются и быстро угасают при неподкреплении. Более затруднительным является формирование из искусственного условного рефлекса стойкого и безотказного навыка.

Условные рефлексы первого, второго и высших порядков. Ответные реакции, образовавшиеся на основе безусловных рефлексов, называются условными рефлексами первого порядка, а рефлексы, выработанные на основе ранее приобретенных условных рефлексов (навыков) — условными рефлексами второго, третьего и высшего порядка.

Механизм образования условного рефлекса второго порядка можно объяснить на примере приучения собаки работать по жестам для управления ее поведением на расстоянии.

Сначала вырабатываются условные рефлексы первого порядка на соответствующие команды путем подкрепления безусловными воздействиями. После упрочения этих условных рефлексов до навыков на их основе можно вырабатывать условные рефлексы второго порядка на жесты или другие сигналы без подкрепления безусловными раздражителями.

Условные рефлексы обыска местности, отыскания запахового следа, выборки вещей по запаху вырабатываются по принципу формирования условных рефлексов второго, а иногда третьего порядка.

Значение условных рефлексов высшего порядка в дрессировке состоит в том, что они не только обеспечивают формирование сложных навыков на различные сигналы дрессировщика, но и способствуют проявлению экстраполятивных рефлексов в сложной обстановке.

Положительные условные рефлексы. Условные рефлексы, в основе образования и проявления которых лежат процессы возбуждения и активная деятельность животного, называются положительными рефлексами. Они в основном связаны с двигательными реакциями собаки. Большинство общедисциплинарных и специальных навыков также составляют положительные условные рефлексы.

Например, преодоление препятствий, переползание, движение собаки по следу, обнаружение и подноска вещей, задержание помощника и другие сложные действия собаки включают процессы сильного и длительного возбуждения нервных центров коры головного мозга. Одни положительные условные рефлексы сменяются другими или заканчиваются торможением в целях прекращения активных действий собаки.

Отрицательные условные рефлексы. Условные рефлексы, выработанные на основе процесса торможения, называются отрицательными. Тормозные условные рефлексы для организма также важны, как и положительные. В комбинациях друг с другом они составляют большинство сложных навыков, которые уравновешивают поведение собаки, делают ее дисциплинированной, освобождают организм от ненужных возбуждений и положительных условных рефлексов, утративших свое значение.

К отрицательным условным рефлексам относятся прекращение собакой нежелательных действий, выдержка при посадке, укладке и стоянии, дифференцировка запахов при работе по чутью и др.

Условные рефлексы на время. Целесообразная ритмичность в поведении дрессируемой собаки объясняется условными рефлексами на время, которые образуются на интервалы времени в режиме ухода, кормления, занятий, работы и отдыха в течение суток, недели, месяца и даже года.

В результате этого в поведении собаки образуются биоритмы активного и пассивного, рабочего и нерабочего состояния, периодов эффективной и малоэффективной дрессировки.

При дрессировке собак на различные сочетания условных раздражителей с безусловными во времени образуются совпадающие, отставленные, запаздывающие и следовые условные рефлексы.

Совпадающий условный рефлекс образуется, когда сигнал — команда применяется одновременно или на 0,5–2 секунды раньше безусловного раздражителя. Ответная реакция проявляется сразу же после подачи команды или жеста.

При дрессировке собак, как правило, должны вырабатываться совпадающие условные рефлексы. В этих случаях ответные действия собаки на команды и жесты бывают четкими, энергичными, а выработанный условный рефлекс сохраняется дольше и обладает устойчивостью к торможению.

Отставленный условный рефлекс образуется, когда действие сигнала — команды, жеста подкрепляется безусловным раздражителем с отставанием на 3–30 секунд. Ответная реакция такого рефлекса на условный сигнал проявляется на отставленное время подкрепления безусловным раздражителем.

Например, если дрессировщик команду «Лежать» подкрепляет воздействием на собаку через 5 секунд, то образовавшийся условный рефлекс проявляется не сразу, т. е. собака ложится через 5 секунд после подачи команды.

Такие рефлексы у собак — результат нарушения методики и техники дрессировки.
Отставленные условные рефлексы чаще бывают у собак, закрепленных за медлительными дрессировщиками.

Запаздывающий условный рефлекс образуется при длительном действии условного раздражителя и позднем подкреплении его безусловным.

В практике дрессировки, запаздывающие условные рефлексы образуются у собаки, когда дрессировщик подкрепляет безусловным раздражителем не первую команду, а ее многократные повторения.

Подобные ошибки можно наблюдать при управлении собакой на расстоянии и без поводка. В этом случае дрессировщик не может быстро воздействовать на собаку, и вынужден повторно подавать команды, чтобы заставить ее выполнить нужное действие. Образовавшийся условный рефлекс проявляется с большим опозданием, т. е. после многократного повторения команды или жеста.

Следовой условный рефлекс вырабатывается на базе следа от возбуждения в центральной нервной системе, вызванного условным раздражителем, при подкреплении действием безусловного раздражителя спустя некоторое время. Между затухающим очагом возбуждения от условного раздражителя и очагом возбуждения от действия безусловного раздражителя в коре образуется временная связь, называемая следовым условным рефлексом. Выработка таких условных рефлексов у собак протекает с большим трудом.

Следовой условный рефлекс может образоваться быстрее в том случае, если сигнальный раздражитель имеет длительное побуждающее значение для собаки, а безусловный раздражитель вызывает сильную возбудительную или тормозную реакцию.

Например, команда «Слушай», подкрепленная действиями помощника через 1–2 часа вызывает у собаки настороженность и ожидание помощника в пределах этого периода времени.
 
КиносДата: Вторник, 06.11.2012, 20:21 | Сообщение # 5
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 862
Репутация: -1
Статус: Offline
 
Собаки Сибири » Теория и практика дрессировки » Методики дрессировки » РОЛЬ ПРИНУЖДЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ СОБАКИ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
<a href="http://www.hochusobaku.ru" title="Интернет издание о собаках и про собак">Интернет издание о собаках, советы по содержанию и приобретению щенка</a> 

Статистика

Форма входа

Поиск